Top.Mail.Ru
Налоговые льготы пенсионерам в 2026 году: имущество, земля, транспорт и НДФЛ

Какие налоги могут не платить пенсионеры в России в 2026 году и при каких условиях

9 октября 2026, 06:24 ·

В 2026 году пенсионеры и предпенсионеры в России могут полностью или частично не платить несколько видов налогов. Как сообщает РБК, льготы распространяются на налог на имущество, земельный и транспортный налоги, а также отдельные доходы, освобожденные от НДФЛ. Право на такие послабления имеют получатели государственной пенсии, а также мужчины с 60 лет и женщины с 55 лет.

По налогу на имущество пенсионер может не платить за один объект каждого вида, если он не используется в коммерческих целях. В перечень входят жилой дом, квартира или комната, гараж либо машино-место, хозяйственная постройка площадью до 50 кв. м, а также мастерская, ателье или творческая студия. Если у человека несколько объектов одного типа, льготу можно применить к выбранному объекту, уведомив налоговый орган.

Для земельного налога действует правило шести соток: участок такой площади или меньше для пенсионера и предпенсионера налогом не облагается. Если площадь больше, налог начисляется только на часть, превышающую шесть соток. Дополнительные земельные льготы при этом могут устанавливать местные власти.

Транспортный налог зависит от законодательства конкретного региона. Местные власти могут полностью освобождать пенсионеров от платежа или предоставлять льготу только для отдельных видов транспортных средств. Если в собственности несколько машин или других транспортных средств, подпадающих под льготу, объект для ее применения выбирает сам налогоплательщик.

Государственные пенсии и социальные доплаты к ним НДФЛ не облагаются, но другие доходы пенсионеров в общем случае облагаются налогом. К ним относятся зарплата, доход от аренды, продажа имущества при несоблюдении минимального срока владения, проценты по банковским вкладам сверх необлагаемого лимита и инвестиционные доходы. Налог с продажи недвижимости также уплачивается на общих основаниях, если нет условий для освобождения.

Если полного освобождения нет, налоговое уведомление должно поступить в 2026 году не позднее 10 октября через личный кабинет налогоплательщика, «Госуслуги» или заказным письмом. Налоги за 2025 год необходимо уплатить до 1 декабря 2026 года. Если льгота не была применена автоматически, пенсионер может обратиться за перерасчетом через ФНС, МФЦ, по почте или лично в инспекцию.